Строителям и проектировщикам
Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. установил необходимость учета требований энергетической эффективности при проектировании, постройке, реконструкции и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооружений. В частности, в соответствии с п. 6 ст.11 ФЗ № 261-ФЗ не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В состав разделов проектной документации на строительство должен быть включен раздел «Энергоэффективность», который содержит Энергетический паспорт здания, информацию о присвоении класса энергетической эффективности проекта здания, пояснительную записку с расчетами приведенного сопротивления теплопередаче наружных ограждений и энергетических параметров здания, описание энергосберегающих решений в системах инженерного оборудования и специальных приемов повышения энергоэффективности здания. Проекты вновь строящихся, реконструируемых жилых и общественных зданий не принимаются на согласование без раздела «Энергоэффективность».
Федеральным законом №261-ФЗ были внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ. В частности, часть 2 ст. 54 Градостроительного Кодекса определяет, что предметом государственного строительного надзора является проверка, в том числе, соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности.
Статья 55 Градостроительного Кодекса предусматривает обязанность застройщика, при обращении за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, представить:
- документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
- заключение органа государственного строительного надзора, о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности;
- документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме того, Правительство РФ, в рамках реализации закона «О техническом регулировании», 21 июня 2010 года издало распоряжение № 1047-р, которым утвержден перечень обязательных СНиПов. В перечень, в частности, в качестве обязательного свода правил включен СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». В этом СНиП указано, что при разработке проектов новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых жилых и общественных зданий, при приемке зданий в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации построенных зданий следует заполнять энергетический паспорт здания.
Требования к энергоэффективности зданий, строений, сооружений. Энергетическое обследование зданий и сооружений проводится для определения класса энергетической эффективности и оценки соответствия сооружения требованиям энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. Класс энергетической эффективности здания определяется по результатам:
- оценки архитектурных, функционально -технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании;
- установление показателей, характеризующих годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов, в том числе с использованием инструментальных или расчетных методов;
- величины отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода энергетических ресурсов от нормируемого уровня, устанавливаемого требованиями энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Оценка архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, реализованных в здании, устанавливаются на основании проектной документации, а также посредством натурального обследования.
Класс энергетической эффективности определяется после сопоставления полученной величины отклонения с таблицей класса энергетической эффективности здания.
При определении класса энергетической эффективности с использованием проектной документации учитывается, в том числе, заключение государственной экспертизы проектной документации.
Класс энергетической эффективности эксплуатируемых зданий определяется исходя из фактических показателей удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, а также соответствия требованиям энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Реализацию надлежащих технических, технологических и иных решений, которые влияют на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, обоснование выбора технологий и материалов, используемых при строительстве, капитальном ремонте, а также оценку, расчет и анализ удельных показателей использования энергетических ресурсов должны проводить только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает застройщика и/или собственника здания размещать на фасаде сдаваемого в эксплуатацию объекта (здания) указатель класса энергетической эффективности.
ЭТО ВАЖНО! 25 апреля 2011 Постановлением № 318 Правительство РФ утвердило Правила государственного контроль соблюдения требований энергетической эффективности всеми предприятиями (организациями), их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями. По новым правилам органам государственного строительного надзора поручат проверять все объекты капитального строительства. Также, в Постановлении № 318 от 25.04.2011 г. прописаны полномочия ФАС, уполномоченную контролировать размещение госзаказов на соответствие их энергетической эффективности товаров, работ и услуг.
Таким образом, руководителю строительной и (или) проектной организации следует один из двух вариантов. Можно прибегнуть к услугам энергоаудиторов – членов какой-либо СРО в области энергетического обследования, или, в целях снижения затрат, самим вступить в такую саморегулируемую организацию и проводить энергетические обследования в отношении самих себя или объектов коллег по профессии из других организаций. Законом специально предусмотрено правило, в соответствии с которым, член такой саморегулируемой организации вправе проводить энергетические обследования в отношении себя.
Учитывая специфику строительной отрасли, не целесообразно доверять энергетическое обследование специалистам из других отраслей, не имеющих опыта работы непосредственно в строительстве. Эти специалисты будут, очевидно, предлагать и фиксировать в обязательной для исполнения документации такие требования к повышению энергетической эффективности, которые, с точки зрения строителей, окажутся дорогостоящими и сложно выполнимыми. Кроме того, поручая подготовку энергетических документов строящегося здания третьим лицам, необходимо учитывать, что защищать закрепленные в них данные перед застройщиком (заказчиком) и госстройнадзором придется все же вам, а не энергоаудитору. Учитывая изложенное, ряд строительных и проектных организаций приняли решение создать специализированную саморегулируемую организацию по энергетическим обследованиям объектов капитального строительства, которая будет объединять профессионалов строительной отрасли, основывающуюся в своей деятельности на принципе защиты их интересов.
СРО НП «Энергоаудит» создана по инициативе строительных и проектных организаций. И теперь в нашей компетенции оказание содействия и координация профессиональной деятельности членов Партнерства в области энергетического обследования и энергетического сервиса, а также представления и защиты общих имущественных интересов членов Партнерства.